У вас есть тема для расследования? Предложить
Получите эксклюзивный доступ к новостям Получить

Операция "Эвакуация", или Выжить любой ценой

08 марта 2022, 13:39
Операция Эвакуация, или Выжить любой ценой-1200x800
Как журналистка Vesti.ua пытается попасть из Киева в Польшу

Война России против Украины идет уже почти две недели. За это время через границу перешли более 1,5 млн беженцев. Больше всего людей пытаются попасть в Польшу, вероятнее всего, потому, что до Львова как “отправной” точки можно добраться по железной дороге практически на любом из существующих сегодня поездов. 

Мы на личном опыте решили узнать, как выглядит операция "Эвакуация".

День первый – Киев-Львов

Ночью окрестности левого берега знатно разносили, поэтому с окончанием комендантского часа мы взяли все, что сможем унести на себе (а это две неполные сумки для ручной клади), и двинули на вокзал пешком. До станции "Дарница" дошли минут за 40. Забегая вперед скажу, что к восьми утра весь подземный выход на перроны там был забит намертво.

“Интерсити” не плюс

Поезд Дарница-Львов должен был отправиться в 09:00. В 08:40 он подъехал к платформе уже полный, практически без сидячих мест. То есть людей посадили на отстойнике "за отдельную плату", хотя все эвакуационные поезда бесплатные. Описать давку и истерику при загрузке в поезд сложно. Меня, например, уронили, но спасибо, что не затоптали. В вагоне можно было стоять, очень плотно. Как оказалось, стоять пришлось 12 с лишним часов – поезд ехал безопасным, но очень "экскурсионным" маршрутом.

Ближе к концу "увлекательного" путешествия многие теряли сознание от духоты. Среди пассажиров подавляющее большинство – женщины и дети разных возрастов. С нами везли трехмесячного младенца. Из положительных моментов – волонтеры на крупных станциях подносят воду, памперсы, какое-то детское питание.

Но уже совсем скоро стало понятно, что Львов просто не в состоянии принять все эвакуационные поезда. На подъезде к вокзалу, где всего два перрона, электричка простояла два часа. В итоге – 12  часов дороги “на одной ноге” без воздуха, еды и туалета.

Львов

Выходить из здания вокзала пришлось полчаса, так как людям просто некуда было деваться. Задача номер раз – найти ночлег в переполненном городе за полчаса до начала комендантского часа. Здесь просто повезло, потому что ни у волонтеров, ни в одной из систем бронирования жилья не было никаких вариантов.

Нам через знакомых еще одних знакомых досталась очень убитая хрущевка, которую впоследствии окрестили "пристанищем беженцев", но в данной ситуации три комнаты с облупившейся штукатуркой времен раннего СССР, горячая вода и даже две кастрюли – это просто праздник.

День второй – Львов как будто и без войны

Утром выяснилось, что во Львове есть еда. В АТБ в нашем спальнике, в районе Стрыйского парка, удалось раздобыть "военные деликатесы" к завтраку: яйца, сыр, хлеб, сосиски, какое-то печенье, сливки. Обо всем этом Киев уже почти забыл…

После нужно было ехать в центр по делам и продумывать план эвакуации дальше. Площадь Рынок живет, казалось бы, обычной жизнью: работают кафе и магазины, шатаются толпы зевак. Только памятники бережно обернуты во что-то огнеупорное и заложены мешками с песком окна первых этажей. Можно выпить кофе и пройтись по любимым улицам, но не вздрагивать от громких звуков уже сложно. Ночью было решено отсыпаться, а утром выдвигаться в сторону Польши.

Идею с вывозными электричками исключили сразу, поскольку их трамбуют по принципу киевских, то есть под завязку, а стоять так часами на границе - смерти подобно. Из Львова вас теоретически вывезут куда угодно за различные (иногда неадекватные) суммы, а если повезет – и вовсе бесплатно. Волонтеры везут в основном к пешим переходам, но переходить границу пешком в -4 ночью – удовольствие не для слабонервных и не для маленьких детей. Процесс этот растягивается на 8-10 часов в зависимости от пункта пропуска.

День третий – на Польшу

Мы нашли волонтеров, которые за 700 грн за место везут автобусами в Жешув. Это первый крупный город от украинской границы, но нам нужно в Варшаву. Теоретически, от Жешува туда можно добраться на польских интерсити или же на попутках, волонтерских автобусах.

В автобусы со Львова посадка происходит в порядке живой очереди. В 10:00 очередь перевалила за тысячу человек. Первая партия спасительных бусов с попугайчиком на борту закончилась к трем часам дня. Во Львове -2º и снег, очередь покидать не рекомендуется. В 16:00 составили списки и пообещали, что в 18:00 приедут еще автобусы, что уедут все. В итоге автобус приехал в восемь вечера, а уже в 22:00 мы плотно встали в пробку у польской границы. За ночь продвинулись на километр и сегодня, очевидно, ночевать будем тоже здесь. Автобус превращается в ковчег с детьми, котами, собаками и даже одним хомячком.

О волонтерах

Волонтеры во Львове кормят, поят, размещают по возможности, пытаются вывезти. Львовяне привозят на импровизированные стоянки горячий чай и еду. Все "бандеровцы" максимально доброжелательны к русскоговорящим понаехавшим, все пытаются хоть чем-то помочь, что-то подсказать.

Волонтеры на границе – киборги. Они круглосуточно варят еду, развернули пункты обогрева, здесь дежурят скорые, а поляки, кажется, вывезли сюда все приграничные супермаркеты.

До пункта пропуска по-прежнему полтора километра, и пересечь границу сегодня мы не надеемся. Но здесь не грохочут БТРы, не взрываются снаряды и не вопит воздушная тревога, значит, не так уж и плохо.

Добавьте Vesti.ua в список ваших источников
Подписывайтесь на канал Вести.ua в системе Google News Подписывайтесь на канал Вести.ua в системе Telegram
Катерина Шполянская
Катерина Шполянская
Журналист

В издательстве с 2006 года. Начинала редактором детской литературы, работала в медицинских СМИ, глянце, в госструктурах, для международных организаций. В команде Vesti.ua с 2021 года. Специализируется на обзорах и полезных советах

0 комментариев
Хотите это обсудить?
Рекомендуем прочитать
Новости Украины
больше новостей

Установи приложение Vesti.ua: нажми Установи приложение Vesti.ua и добавь на домашний экран

x
установить

Хотите получить быстрый доступ кVesti.ua? Установите приложение

x
Самая полезная ежедневная газета по вечерам в вашем почтовом ящике