У вас есть тема для расследования? Предложить
Получите эксклюзивный доступ к новостям Получить

Ротации в "Укрзализныце": что стоит за отставкой Камышина

02 марта 2023, 12:34
Ротации в Укрзализныце: что стоит за отставкой Камышина-1200x800
Каскад отставок в Украине продолжается

В начале этой недели о решении покинуть свой пост заявил глава правления "Укрзализныци" Александр Камышин. Теперь он возглавит офис по евроинтеграции компании в Европе, а его место прочат Евгению Лященко, бывшему директору "Медиа Группы Украина" (бывшая управляющая компания медиаактивами Рината Ахметова). При этом об официальных причинах таких кадровых ротаций никто не сообщает. Что означает внезапная смена руководителя "Укрзализныци" и почему компания то и дело грязнет в громких коррупционных скандалах – в материале Vesti.ua.

Смена руководства: молчаливый уход и усиление Кубракова

27 февраля о своем решение подать в отставку заявил глава правления "Укрзализныци" Александр Камышин. "Железная дорога продолжает работать по графику. А я подаю в отставку", – написал он в Telegram. По словам Камышина, он возглавит офис по евроинтеграции "Укрзализныци" в Европе "по совместному решению" с вице-премьером Александром Кубраковым. О причинах такого решения глава железнодорожной компании не сообщил, лишь поблагодарил Кубракова и президента Владимира Зеленского "за высокую оценку" его работы. Камышин исполнял обязанности главы правления с 11 августа 2021 года, а 1 апреля 2022-го возглавил предприятие без приставки и.о.

Подтвердил, что увольнение и новое назначение Камышина было согласовано с Мининфраструктуры и самим главой ведомства Кубраковым. Он также уточнил, что компания продолжит работать "в заданном направлении". "Вместе с Александром Камышиным мы приняли решение об его отставке с должности председателя правления АО "Укрзализныця" и назначении его на новую позицию – председателя Офиса "Укрзализныци" по евроинтеграции", – сообщил вице-премьер-министр – министр инфраструктуры и регионального развития.

Примечательно, что  согласно закону отставку председателя правления железнодорожной компании должен согласовать наблюдательный совет, а не министр. Однако руководство “Укрзализныци” поспешило заявить, что это не в счет, так как  решение было принято лично Камышиным, и противостоять его воле никто не смог. Кстати, сам Камышин, судя по его последним перед отставкой заявлениям, не планировал уходить с поста главы УЗ. В интервью Forbes накануне увольнения он рассказывал, что планирует работать, по крайней мере, до 2024 года.

За последний год недавно назначенный министр Кубраков существенно усилил свое влияние. До полномасштабной войны как глава “Укравтодора”, а затем и как член правительства, он был одним из ключевых менеджеров президентской программы “Большое строительство”. Осенью прошлого года именно ему прочили место Дениса Шмыгаля на посту премьер-министра. Тогда ротацию в Кабмине отложили, сославшись на проблемный отопительный сезон. Но уже через несколько месяцев Кубраков все-таки пошел вверх по карьерной лестнице, в декабре Верховная Рада назначила его вице-премьер-министром – министром инфраструктуры и регионального развития.

Финдиректор медиабизнеса Ахметова: что известно о новом главе “Укрзализныци”

Сразу же после новости об отставке Камышина появились сообщения о его преемнике. Член правления УЗ Орест Логунов проинформировал общественность, что исполнять обязанности главы "Укрзализныци" теперь будет Евгений Лященко. Он подчеркнул, что тот имеет большой уровень доверия. "Выполнять обязанности будет Евгений Лященко – он мощный, с высокой степенью доверия", – написал в соцсетях Логунов.

Евгений Лященко занимал должность члена правления "Укрзализныци" по финансовым вопросам. С 2012 года он также являлся финансовым директором "Медиа Группы Украина", входившей в группу SCM Рината Ахметова. С июля 2014-го был назначен директором холдинга и пробыл на этой должности до 2019 года. В "Укрзализныцю" пришел вместе с Камышиным в 2021-м. В 2017 году Лященко был на 67-й строчке в списке сотни самых влиятельных украинцев.

Государство в государстве

Украинская железная дорога, являясь монополистом, тем не менее по итогам 2022 года получила чистый убыток в размере 10,8 млрд гривен. В финансовом плане на 2023-й цифра заложена на уровне более 20 млрд гривен. За год до полномасштабной войны у компании возникли трудности с обслуживанием кредитов. В августе 2021-го секретарь СНБО Алексей Данилов назвал ситуацию в УЗ угрожающей национальной безопасности. С подобными выводами по итогам расследования деятельности предприятия выступили профильный парламентский комитет и СБУ. Тогда из-за катастрофического состояния компании СНБО поручил Кабмину провести кадровые ротации. Уже на следующий день набсоветом “Укрзализныци” была принята отставка и. о. главы правления Ивана Юрика, предшественника Камышина.

Увольнению Юрика поспособствовали сразу несколько громких скандалов. По данным СБУ, виной всему стали некомпетентность менеджмента, коррупционные вертикали, схемы злоупотреблений и финансовая нестабильность. Спецслужба отчиталась о схемах закупок сомнительного качества рельсов, коррумпированных тендерах и заоблачных премиях наблюдательному совету. Как говорится в справочных документах СБУ, вместе с тем рядовым сотрудникам национальной компании деньги недоплачивались. За несколько последних лет УЗ сэкономила на людях порядка 44 млрд грн. Всего на предприятии на тот момент работало свыше 300 тыс. человек. В начале 2020 года УЗ раскрыла размер зарплаты руководства компании и членов наблюдательного совета в своем финансовом отчете. По этим данным, средняя заработная плата одного члена правления "Укрзализныци" в 2020 году достигала 20,8 млн грн в год, а одного члена наблюдательного совета – 4 млн грн.

За злоупотреблениями Юрика, правления и набсовета пристально следила Временная следственная комиссия Верховной Рады, которую возглавила нардеп от "Слуги народа" Юлия Гришина. Комиссия признавала деятельность руководства УЗ неудовлетворительной, а самого Юрика и членов правления и набсовета – некомпетентными. В частности, тогдашнему руководству вменяли коррупционные договоренности с Европейским банком реконструкции и развития. Якобы средства брались на решение текущих проблем предприятия, а расходовались на приближенные к Юрику компании.

Несмотря на то что за год полномасштабной войны “Укрзализныця” сумела стать неким символом несломленной Украины (она перевозит гуманитарные грузы, важных заокеанских гостей, запускает поезда в деоккупированные города), в начале февраля компания вновь оказалась в центре скандала. На этот раз из-за тендера по годовой чистке аквариумов на общую сумму более чем полмиллиона гривен. Правда, из-за общественного резонанса договор в итоге был расторгнут. "Когда я узнал, что мы закупили услугу годового обслуживания аквариумов за полмиллиона гривен, мое первое мнение было "что за фигня?" Разобрался. В закупке нет ничего ни коррупционного, ни глупого", – заявил тогда глава компании Александр Камышин.

Добавьте Vesti.ua в список ваших источников
Подписывайтесь на канал Вести.ua в системе Google News Подписывайтесь на канал Вести.ua в системе Telegram
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Рекомендуем прочитать
Новости политики
больше новостей

Установи приложение Vesti.ua: нажми Установи приложение Vesti.ua и добавь на домашний экран

x
установить

Хотите получить быстрый доступ кVesti.ua? Установите приложение

x
Самая полезная ежедневная газета по вечерам в вашем почтовом ящике